Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 21.11.2018, 09:25

"Станция юных техников" г.Ревда

Меню сайта
Наш опрос
КАК ЧАСТО ВЫ ПОСЕЩАЕТЕ НАШ САЙТ?
Всего ответов: 45
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Инновационное техническое творчество

Содержание.

1.Пояснительная записка

2.Учебно-тематический план 1 год обучения

3.Содержание курса 1 год обучения

4. Учебно-универсальные   действия 1 год обучения

5. Учебно-тематический план 2 год обучения

6. Содержание курса 2 год обучения

7. Учебно-универсальные   действия   2год обучения

8. Учебно-тематический план 3 год обучения

9. Содержание курса 3 год обучения

10. Учебно-универсальные   действия 3 год обучения

 11.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

12.Литература

13.Сведения об авторе

14.Аннотация

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инновационное

техническое творчество» разработана на основе анализа и компиляции программ трех направлений «Начальное техническое моделирование», «Техническое моделирование и конструирование» и рабочей программы по «Технологии».

Образовательная программа «Инновационное техническое творчество» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года,  концепции духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников, Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте РФ  27.11.2013г. № 30468), СанПиН 2.4.4.3172-14, Уставом МКОУ ДОД «СЮТ», Положением о дополнительной образовательной программе разработанного Муниципальным казенным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Станция юных техников»,

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инновационное

техническое творчество» соответствует начальному общему уровню образования и

относится к  научно - технической направленности.

Актуальность программы.

         Премьер РФ Медведев Д.А. на форуме «Открытые инновации- 2015» отметил, что «Система профессионального образования в России себя исчерпала». Чем вызвана такая оценка профессионального образования в России?

   В современных развитых странах происходит промышленная революция, технологии обработки материалов, а, особенно важно, металлов меняются революционно: появляются лазерные технологии, обработка металлов переводится на станки с числовым программным управлением, для изготовления небольших, но сложных деталей, начинают применяться 3-D принтеры, время обработки сокращается в десятки раз, увеличивается в разы производительность труда.

  Система же, проф.тех.образования в России, в основном, рассчитана на простые технологии, основанные на обработке металлов станками с ручным управлением.

   В условиях спада промышленного производства и санкций, в России встает вопрос об импортозамещении инновационных и высокотехнологичных производств, внедрении новых технологий. Урал, а, особенно, Свердловская область, является промышленным регионом с развитой металлургической и машиностроительной промышленностью и внедрение современных технологий в этих областях сейчас является генеральным направлением. Но, развитие современных технологий сдерживается нехваткой квалифицированных рабочих, поэтому, на сегодня, программа дополнительного образования, ориентированная на подготовку школьников на будущие профессии, такие, как инженер-конструктор, инженер-технолог, программист станков с ЧПУ, оператор станков с ЧПУ, является актуальной и соответствует основному направлению в профессиональном и дополнительном образовании школьников в Свердловской области.

                                                        Новизна программы.

            В предлагаемой программе основная идея  заключается в том, что  идет процесс познания от простого к сложному, изготавливаются упрощенные модели всех направлений (авиамоделизм, судомоделизм и автомоделизм) сначала, вручную, затем, с применением электро- инструмента. Итогом этого обучения является постройка каждым обучающимся действующей радиоуправляемой модели.

             Приступая к 3-му году обучения, обучающиеся уже представляют, для чего они обучаются работе на станках и станках с программным управлением.  С их (станков) помощью они ускоряют процессы постройки технических моделей, а именно:

- деревянных болванок, при выклейке корпусов,

- элементов  шасси,  пропеллеров,  колес и т.д. при  конструировании и сборке моделей.

           В то же время, изготавливая детали на станках с ЧПУ, они получают первые навыки практического программирования и практического изготовления деталей для моделей на станках с ЧПУ.

           Таким образом, новизна программы, по сравнению с просто обучением работе на станках,  заключается в том, что обучающийся может сравнить процесс изготовления модели вручную и с помощью современных технологий, оценить преимущества при работе со станками с ЧПУ. Школьники, в дальнейшем, могут использовать свои знания не только при построении моделей, но и при выборе будущей профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, программист станков с ЧПУ, оператор станков с ЧПУ.

                            Педагогическая целесообразность.

        Программа рассчитана на обучающихся от 10 до 15 лет.   Группы   набираются  с учетом возраста и подготовленности обучающихся.

        По окончанию 1-го года обучения дети переходят на второй год обучения. По окончанию 2-го курса обучения дети переходят на третий год обучения.  По окончании 3-го года обучения дети могут  продолжить обучение еще год, где будут обучаются по дополнительной программе, с практической направленностью на выполнение работ на станках с ЧПУ и написание управляющих программ.

      Дети первого года обучения,   вырезают модели из бумаги и картона ножницами, склеивают их бумажным клеем, а, к концу обучения  на курсе, выпиливают модели лобзиком из фанеры – это относительно, под присмотром преподавателя, безопасно.

    Дети 2-го года обучения    выполняют более сложные работы:

 -  изготавливают корпуса моделей из стеклоткани, с применением эпоксидной смолы,

 - изготавливают объемные деревянные болванки для корпусов с применением ручных инструментов (молоток, ножовка по дереву, долото, стамеска) и электроинструментов  (электродрель, электролобзик),

- выполняют простейшие операции с металлом ручными инструментами (ножовка по металлу, зубило, молоток, надфили, рашпиль) и электроинструментами.

     Все эти операции, под присмотром преподавателя, для данного возраста, относительно безопасны, при соблюдении всех правил по технике безопасности.

    В то же время, дети 3-го года обучения получают доступ к станкам, поэтому возраст обучающегося должен быть не ниже 14 лет.  Если же, в процессе обучения, выяснится, что даже при возрасте в 14 лет физические или умственные возможности ребенка не позволяют ему работать на станках, такой учащийся переводится на обучение  повторно, по программе 2-го года обучения до достижения им возраста 15 лет или отчисляется с курса.

      Цель программы: формирование у школьников  начальных технических знаний и практических навыков работы с современным оборудованием, создание условий для выбора школьником в будущем профессий, связанных с инновационным развитием.

 Задачи  

Образовательные:

- ознакомление с профессиями взрослых на примере ремонтно- механической базы завода, ознакомление с обрабатывающими станками и подъемными механизмами,

- ознакомление учащихся со спецификой работы над различными видами моделей на простых примерах,

- обучение основным приемам обработки различных видов бумаги, картона, и дерева,

- обучение приемам построения моделей из бумаги и подручных материалов,
- обучение различным технологиям склеивания материалов между собой,

- закрепление  и расширение знаний, полученных на уроках,

- формирование навыков работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов,

- обучение приемам работы с наиболее распространенными инструментами и

приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов;

- обучение чтению чертежей,

- обучение использованию измерительных инструментов,

- обучение использованию стеклопластика и эпоксидной смолы для изготовления корпусов моделей,

- обучение способам окраски и художественного оформления моделей,

- обучение методам создания  автомобиля с электроприводом с «нуля» до готового образца.

- обучение приемам работы на токарном, фрезерном, сверлильном станке,

- обучение технологиям создания деревянных шаблонов для объемного моделирования,

- обучение технологиям создания изделий из металлов,

- обучение основам работы на станках с ЧПУ,

- обучение основам программирования на станках с ЧПУ,

- обучение приемам технологической работы при обработке заготовок на станках с ЧПУ,

- обучение разработке чертежей.

Развивающие:                                                                                                                                                    

- развитие политехнических представлений и расширение политехнического кругозора обучающихся,

 - пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления  разобраться в их конструкции и желания выполнять макеты и модели  этих объектов;

 - развитие эстетического восприятия и художественных способностей;

 - формирования стремления работать на конечный результат;

 - развитие технического, объемного, пространственного, логического и креативного мышления;

- развитие конструкторских способностей, изобретательности и потребности в творческой деятельности;

- развитие интеллектуальных способностей, ориентированных на познавательную деятельность;

- способность формировать умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления  простейших технических объектов: выбор материала, способов обработки, умение планировать;

- ориентирование обучающихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в моделировании.

Воспитательные: 

 - воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за достижения нашей Родины в области техники;

- формирование качества личности с активной жизненной позицией;

- воспитание трудолюбия, аккуратности, повышение культуры труда, экономичное отношение к используемым материалам;

- формирование качества личности с активной жизненной позицией;

- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки, уважения друг к  другу;

- воспитание высокой культуры труда обучающихся.

           Занятия по данной программе развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

        Данная дополнительная образовательная программа предназначена для работы с детьми 10 – 15  лет и рассчитана на три года обучения. Первый и второй год обучения: занятия проводятся по 2 часа 2 раза  в неделю, что составляет 140 часов в год;  третий год обучения: занятия проводятся 6 часов в неделю,  что составляет 210 часов в год;  

Основные принципы реализации программы.

 Принципы обучения:

- научности: употребление в процессе обучения технической терминологии, принятых в науке символических обозначений;

- наглядности: демонстрация на занятиях  реальных предметов, их макетов, моделей, трудовых операций, различных приемов работы, образцовых по исполнению изделий, опытов, показ макетов и моделей, рисунков, эскизов, чертежей, схем, технологических карт;

- доступности: соответствие содержания и методов обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их  развития, познавательным возможностям;

- принцип деятельного подхода:  раскрывается в учебных занятиях, которые предполагают создание под руководством педагога спектра ситуаций, когда получение знаний и результатов происходит в основном через практическую деятельность;

- принцип систематичности, последовательности, непрерывности: закрепление ранее полученных знаний и приобретение элементов новых на каждом уроке, обучение от простого к сложному, от трудового действия - к приему, от приемов - к комплексу приемов. Обучение не имеет фиксированных сроков завершения, переходит из одной стадии в другую;

- связь теории с практикой: отведение на практические работы не менее 80% учебного времени;

- прочности: формирование у детей ясного представления конечного результата работы, приобретаемых знаний и умений, практического их применения;

- открытости:  участие в образовательном процессе родителей  обучающихся, администрации образовательного учреждения.

Принципы воспитания:

- принцип гуманизма - признание каждого ребёнка ценностью со своим внутренним миром, интересами, особенностями, способностями;

- принцип демократизма и сотрудничества реализуется в равноправном общении педагога с детьми и между собой, что позволяет ребёнку свободно мыслить, высказывать и отстаивать своё мнение;

-принцип включения личности в социально-значимую активную деятельность, помогая преодолеть психологические барьеры трудности общения, которые препятствуют свободному развитию и реализации личности.

Используемые методы обучения.

             1. Объяснительно-иллюстративный - использование в обучении для сообщения новых знаний объяснения, рассказ, беседу, обмен мнениями, игру, демонстрации образцов изделий, материала, макетов, таблиц, фотографий, чертежей (формирование у ребенка своего собственного отношения к выполнению поставленной задачи, активизация сенсорных и мыслительных процессов, облегчение усвоения учебного материала).

            2. Индивидуальный подход к детям. Творческое начало заложено в каждом ребёнке, и важно искать способы его раскрытия. Вера в успех детей приносит реальные плоды. Поэтому необходимо уделять внимание каждому ребёнку независимо от успешности его занятий.

3. Методы комбинирования и реконструирования. Включение в работу перестройку уже существующей конструкции, сочетания использования самых разнообразных деталей, комбинаторику с разнообразными перестановками, изменения расстояний, положения частей, увеличения размеров (позволить отойти от существующей конструкции и начать самостоятельную творческую работу).

4.Творческое задание. Способствует развитию  фантазии,  воображения.

Предполагает знакомство со способами работы, с материалами. Для того, чтобы ученики могли достичь хорошего результата в работе, необходимо, чтобы все приёмы были показаны, задание было доступно и понятно.

   5. Метод сравнения, как путь активизации мышления; на занятиях должно присутствовать много возможностей решения данной проблемы.

           6. Дидактическая игра (игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, игра - соревнование). Стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывая положительные эмоции по отношению к учебной деятельности.      

  7. Упражнения. Повторное (многократное) выполнение действий с целью углубления своих знаний и выработки соответствующих учебных умений и навыков.

  8. Метод мозгового штурма. Выработка максимального количества идей решения одной конкретной технической задачи и выбора наиболее рациональной из них (развитие творческой  фантазии, раскрепощенности, способности анализировать).

 9. Методы стимулирования и мотивации. Убеждения, предъявление требований, "упражнения" в выполнении требований, поощрения, порицания (подготовка обучающихся к восприятию нового материала, усвоению обучающимися новых знаний).

10. Практические методы.

          11. Методы контроля и самоконтроля. Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений (Подготовка обучающихся к восприятию нового материала, усвоению обучающимися новых знаний)

Приемы обучения.

          1.Мотивационный. Постановка конкретных целей работы, показ результатов (развитие интереса  к заинтересовавшей деятельности, к самосовершенствованию).

         2. Оказание помощи. Напоминание, концентрация внимания на проблеме, постановка наводящих вопросов, консультации со стороны (развитие способности правильно выражать свои мысли, чувствовать на себе реальную ответственность за подопечного, доброжелательного отношения к окружающим, взаимовыручки, товарищества).

          3. Стимулирующий. Напоминание, концентрация внимания на проблеме, постановка наводящих вопросов, консультации со стороны (создание благоприятной  эмоциональной атмосферы,  заинтересованности в дальнейшей работе, ситуации «успеха» каждого).

Формы контроля.

С целью оценивания и отслеживания результата программой предусматривается ведение мониторинга, который позволяет:

-зафиксировать полученные результаты и сопоставить их с планируемым;

-обеспечить контроль и коррекцию деятельности, направлять процесс изменений;

           -осуществлять качественный анализ деятельности;

-изучать различные аспекты деятельности.

В процессе работы используется текущий и итоговый контроль.

Текущий контроль:

       - контроль за качеством изготовления изделия педагогом в процессе работы;

       - анализ и обсуждение с детьми качества выполненных изделий (по  окончании работы);

      - контрольные задания на знания теории;

     - выставка работ в кружке по окончании тем.

Итоговый контроль:

      - выставка работ внутри кружка (2 раза в год - в середине и в конце учебного года);

      -участие в выставках различного уровня.

      Итоговая аттестация осуществляется с помощью зачетных работ, с учетом папки достижений обучающихся, которая включает в себя материалы с результатами отслеживания по следующим показателям:  

- усвоение основных элементов содержания программы;

- умение выполнять работу по образцу, выстроить алгоритм своих действий;

- самостоятельная практическая работа обучающегося;

- настроение и позиция ребенка в творческой деятельности (желание или нежелание, удовлетворенность или неудовлетворенность продуктом);

- эмоциональный комфорт при работе с заданиями;

- стабильность практических достижений детей (участие в выставках );

- наличие грамот, наград у детей .

При реализации программы используются следующие методы диагностики:

  • метод контрольных заданий;
  • письменный опрос;
  • наблюдение;
  • конкурс, выставка (в том числе и внутри коллектива по итогам полугодия);
  • анкетирование;
  • методика оценки психологической атмосферы в коллективе.                                                                               

Для фиксирования результатов используются следующие формы:

  •  диагностическая карта отслеживания уровня обученности обучающегося;
  •  диагностическая карта развития личностных качеств учащегося; (на группу);
  •  диагностическая карта психологической атмосферы в коллективе;
  • карта творческих достижений

          Основная форма занятий - групповая, так же возможны индивидуальные консультации (по желанию детей или родителей), участие в соревнованиях, выставках, конкурсах по начальному техническому моделированию различного уровня, участие в соревнованиях по интеллектуальным играм, предусматривается участие в массовых мероприятиях, праздниках, проводимых образовательным учреждением и др.

         Занятия в кружке характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы.

         В программе обучения объединения НТМ изначально заложена система мер, позволяющих создать условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья обучающихся.

         Все применяемые методы, приемы, используемые средства обучения обоснованы, проверены на практике, не наносят вреда здоровью обучающегося, работа ведется непрерывно на каждом занятии.

        Учебный процесс организован рационально в соответствии с учетом половых, индивидуальных особенностей обучающихся. Требования, методика обучения и воспитания, объем учебной нагрузки, сложность материала соответствуют возрасту детей.

         Предусмотрено чередование различных видов учебной деятельности, таких как опрос, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение проблемы, рассматривание и т.д.

        Работа ведется с использованием различных видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т. п.

 

Ожидаемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

  • интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку педагога;
  • различать способ и результат действия.
  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

 

В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Задачи 1-го года обучения.

Образовательные:

- ознакомление с профессиями взрослых на примере ремонтно- механической базы завода, ознакомление с обрабатывающими станками и подъемными механизмами,

- ознакомление обучающихся со спецификой работы над различными видами моделей на простых примерах,

- обучение основным приемам обработки различных видов бумаги, картона, и дерева,

- обучение приемам построения моделей из бумаги и подручных материалов,
- обучение различным технологиям склеивания материалов между собой,

- закрепление  и расширение знаний, полученных на уроках,

- формирование навыков работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов,

Развивающие:                                                                                                                                                   

- развитие политехнических представлений и расширение политехнического кругозора обучающихся,

- развитие формирования  образного  технического мышления  и умения выразить свой замысел на плоскости  с помощью  наброска, рисунка, простейшего чертежа, силуэта;

- пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления  разобраться в их конструкции и желания выполнять макеты и модели  этих объектов;

- ориентирование обучающихся на использование новейших технологий и методов

организации практической деятельности в моделировании.

Воспитательные: 

- воспитание чувства патриотизма и гражданственности;

- повышение культуры труда;

- воспитание усидчивости, аккуратности.

 

     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го года обучения.

№ п/п

Название темы

              Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

2

-

2

2

Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

2

2

4

3

Технические понятия.

2

4

6

4

Первоначальные графические знания и умения.

2

2

4

5

Изготовление макетов и моделей  технических объектов  из плоских деталей

2

2

4

6

Графическая подготовка в начальном техническом моделировании.

2

2

4

7

Конструирование объемных макетов и моделей технических объектов из бумаги и картона.

2

8

10

8

Конструирование макетов и моделей машин и механизмов. Изготовление планера из бумаги, картона и дерева.

4

8

12

9

Авиамоделизм. Конструирование моделей самолетов из бумаги, картона и дерева.

4

20

24

10

Изготовление модели вертолета из бумаги, картона и дерева.

2

6

8

11

Изготовление модели ракеты из бумаги, картона и дерева.

2

6

8

12

Судомоделизм. Изготовление плавающих моделей из бумаги, картона и дерева.

2

28

30

13

Автомоделизм. Изготовление моделей автомобилей из бумаги, картона и дерева.

2

24

26

14

Итоговое занятие.

2

-

2

 

Итого:

32

108

144

                                      СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1-го года обучения.

  Тема 1. Вводное занятие, 2 часа.

Вводная беседа. Значение техники в жизни человека. Роль и значение  рационализаторов, новаторов и изобретателей на производстве.

 Порядок и содержание  работы  на занятиях  в  кружке.

 Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Режим работы кружка. Ознакомление с планом работы. Показ образцов готовых моделей.   

 Тема 2. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Правила техники   безопасности, 4 часа.

- теоретические занятия, 2 часа.

 Элементарные понятия о производстве бумаги и картона, их сортах и свойствах, применение.

 Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в  промышленности и техническом моделировании.

 Инструменты и приспособления, применяемые в работе (ножницы, чертежные инструменты, кисти для красок и клея, шило и др.). Правила пользования ими.     Организация рабочего места. Правила техники безопасности при изготовлении отдельных деталей из бумаги и картона. Художественное оформление и способы сборки поделок.

- практические занятия, 2 часа.

 Изготовление поделок путём сгибания бумаги.

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz