Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 17.07.2018, 11:01

"Станция юных техников" г.Ревда

Меню сайта
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 55
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ПАМЯТКА педагогу дополнительного образования по осуществлению педагогического анализа

          Анализ – необходимая часть работы педагога для отслеживания конкретных результатов на пути продвижения к цели, стоящей перед объединением. Анализировать и корректировать свою работу необходимо постоянно по мере выполнения задач, стоящих перед объединением. При этом анализ работы – это не просто перечень сделанного за год. Педагог должен задать себе несколько вопросов и найти на них ответы. Какие это вопросы?

          - Что было сделано за год?

          - Что не получалось и почему?

          - Как исправить положение дел в лучшую сторону?

          Анализ позволяет выделить проблемы, которые необходимо решить. Проблема – это разница между намеченным и реальным положением дел. А разрешение любой проблемы заключается в том, чтобы существующее сегодня положение дел приблизить к идеальному, обозначенному в целях работы объединения.

          Анализируя состояние дел по тому или иному пункту этого документа, не ограничивайтесь простой констатацией «сделал – не сделал», «было – стало» и т.п. «Что сделал?», «Как сделал?», «Почему получилось или не получилось?», «Как сделать, чтобы было лучше?» - ответы на эти вопросы постоянно должны присутствовать при анализе.

          Кроме того, при анализе работы для выявления проблем необходимо ориентироваться на рекомендации современной научно-методической литературы – проведение анализа по «шагам», «от конца к началу», то есть от выявления того, что не удовлетворяет в результатах работы, к недостаткам образовательного процесса, а затем – к недостаткам условий.

          1-й шаг. Анализ результатов.

          Необходимо проанализировать соответствие цели и задач, поставленных в программе, тому, что достигнуто в действительности. Для этого попробуйте ответить для себя на вопрос: «Каким требованиям должны удовлетворять результаты работы объединения?» Правильно ответить на этот вопрос можно тогда, когда требования и действительные результаты сформулированы в одних и тех же категориях:

  • содержание и уровень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся;
  • уровень воспитанности и развития обучающихся;
  • здоровье детей;
  • готовность к творчеству и др.

В результате сопоставления анализа требуемого и достигнутого выделяются те пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым определяются проблемы, подлежащие решению.

2-й шаг. Анализ образовательного процесса.

Чтобы искать способы улучшения результатов, нужно определить причины выявленных проблем. Изменять результаты можно через изменения в содержании, технологии или организации образовательного процесса.

Поэтому, продолжая анализ каждой проблемы, необходимо дать не общие, а конкретные ответы на вопрос: «Из-за каких недостатков образовательного процесса наблюдается разница в результатах, которые поставлены в задачах и которые есть в действительности?». Такими недостатками могут быть:

  • неоптимальный учебный план;
  • отсутствие или несовершенство программ, методических материалов по профилю объединения;
  • использование неэффективных технологий;
  • отсутствие необходимой дифференциации детей при организации образовательного процесса.

          Недостатки образовательного процесса определяются также через несоответствие того, что есть, и того, что должно быть. Затем выделяются основные причины этого несоответствия.

          3-й шаг. Анализ условий.

          Анализ условий предполагает ответ на вопрос: «Недостатки каких условий являются причинами дефектов образовательного процесса?» Такими недостатками могут быть:

  • недостаточная профессиональная подготовленность, квалификация педагога;
  • недостаточная заинтересованность педагога в результатах труда;
  • отсутствие научно-методического обеспечения;
  • неудовлетворительное материально-техническое обеспечение;
  • отсутствие финансового обеспечения.

          Таким образом, определяются недостатки условий (через несоответствие того, что есть, и того, что должно быть) и выделяются их основные причины.

          Анализ проблем (то есть того, что требуется изменить) и возможностей этих изменений создаёт возможности для создания реалистичной программы работы.

 

Педагогический словарик в помощь педагогам

дополнительного образования

Анализ – расчленение изучаемого предмета, явления или процесса на составные части, разбор, рассмотрение, изучение каждого элемента или стороны явления (предмета, процесса) как части целого.

Анкетирование – метод получения информации, основанный на опросе людей для получения сведений о фактическом положении дел.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса.

Воспитание – это  деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Воспитанность – реальный уровень соответствия этическим нормам, принятым в обществе.

 Диагностика – установление и изучение признаков, характеризующих состояние образовательного процесса, в целях предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений его нормального хода.

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

Задача – это конкретизированное выражение какой-либо части содержания цели.

Задачи воспитательные – это задачи, в результате реализации которых развивается личность ребенка, формируются ее нравственное сознание, чувства, качества, взгляды, убеждения, способы поведения в обществе, гуманистическое мировоззрение, потребности.

Задачи обучающие – это задачи, в результате реализации которых обучающиеся овладевают системой научных знаний, познавательных умений и навыков, развивают свои творческие силы и способности, приобретают основы трудовых и профессиональных навыков, опыт познавательной деятельности и непрерывного самообразования.

Задачи развивающие – это задачи, в результате реализации которых происходит физический, умственный и нравственный рост ребенка (речь, мышление, двигательная сфера, эмоции, развитие детского организма и т.д.)

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие основу развития способностей.

Знания – это проверенный практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, верное отражение её в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель человеческого рода, носитель индивидуально своеобразных черт; отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и деятельностью.

Индикатор – качественная характеристика показателя.

Инновация (в широком смысле) – новое явление в чем-либо; (в педагогике) – целенаправленное изменение, вносящее в образовательный процесс новшества, вызывающие его перевод из одного состояния в другое.

Интеллект – относительно устойчивая совокупность умственных способностей человека, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.

Коммуникабельность – способность, склонность к установлению контактов и связей.

Концепция – это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения.

Концепция педагога – это единый замысел педагога, его основные руководящие идеи, касающиеся организации и осуществления образовательного процесса.

Критерий – мерило оценки, то есть признак, свойство на основе которого, можно определить, оценить что-нибудь.

Личность – это понятие, обозначающее совокупность, устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность, определяющих его социальные поступки, поведение среди людей.

Метод обучения – способ взаимодействия педагога и обучающихся, ведущий к развитию умственных способностей и интересов обучающихся, овладению ими знаниями и умениями, а также использованию их на практике.

                Методика – совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы.

                Модель – это мысленный образ, изображение или схема какого-либо процесса или явления.

                Мотив – это устойчивая внутренняя побудительная причина поведения или поступка человека.

                Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

                Наблюдение – относительно самостоятельный, целенаправленный процесс сбора информации путём непосредственного восприятия исследователем процессов или явлений.

                Навык – это приобретенное в результате обучения путем многократного повторения и автоматически осуществляемое действие, приводящее к определенному результату.

                Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

                Образовательный мониторинг – форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание её состояния и прогнозирование её развития.

                Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

               Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

                Обучение – это  целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни

                Обученность – реальный уровень усвоенных знаний, умений и навыков.

                Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями к совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

                Одаренность – это высокий уровень развития способностей у человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

                Педагогическая диагностика – система специфической деятельности педагогов, призванная выявить определенные свойства личности для оценки (измерения) результатов обучения и воспитания.

                Педагогическая технология – это совокупность педагогических методов, приемов и способов, с помощью которых педагог осуществляет образовательный процесс в объединении и реализует запланированные цели и задачи, а также их научное описание.

                Педагогическая технология – это научное описание условий протекания, содержания, форм, методов, структуры, системы организации и обеспечения педагогического процесса, направленного на достижение конкретной воспитательной или образовательной цели.

                Показатель – ведущий показатель; данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь.

                Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности.

                Пояснительная записка – это часть учебной программы, в которой определяются цель и задачи изучения данного учебного предмета, даются методические указания о путях реализации программы, основы личной концепции педагога, предполагаемые результаты освоения программы и механизм проверки её результативности.

                Принципы обучения – это нормы дидактического поведения педагога, выполнение которых обеспечивает эффективность образовательного процесса.

                Прогноз – заключение о предстоящем развитии и исходе чего-либо на основании определенных данных.

                Прогнозирование – разработка прогноза.

                Прогнозирование педагогическое – определение предстоящих результатов образовательного процесса.

                Программа – это модель совместной деятельности группы людей, определяющая:

  • исходное состояние некоторой системы;
  • образ желаемого будущего состояния этой системы;
  • состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Процесс обучения – целенаправленное взаимодействие педагога и обучающихся, в ходе которого решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.

Развитие – это процесс физического, умственного и нравственного роста человека, который охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.

Развитие – это процесс последовательных, прогрессивных, внешних и внутренних изменений, которые характеризуются переходом от низших к более совершенным, высшим формам и уровням жизнедеятельности человека.

Развитие личности – процесс формирования личности в результате социализации, обучения и воспитания индивида.

Рейтинг – термин, обозначающий оценку какого-либо явления по заданной шкале.

Результат – конечный итог, ради которого происходили операции, действия.

Результативность обучения – это уровень освоения обучающимися учебного материала, степень их воспитанности, обученности, их оценка на основе положительных изменений в развитии личности. Критерии результативности обучения:

  • образовательная подготовка обучающихся (знания, умения, навыки);
  • уровень воспитанности (основ мировоззрения, мотивации, поведения, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания);
  • уровень развития психических функций (интеллект, эмоции, воля);
  • творческие способности личности;
  • здоровье и здоровый образ жизни.

       Содержание образования – это система знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, овладение которыми закладывает основы для формирования и развития личности.

        Сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет.

        Социализация – осуществляемый в деятельности и общении процесс, в рамках которого общество влияет на личность, протекающий как стихийно, так и в процессе обучения и воспитания.

        Социальная адаптация – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

        Способности – индивидуально устойчивые свойства человека, являющиеся условием его успехов в осуществлении определенного вида деятельности.

        Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;            

       Структура – строение, взаимное распоряжение частей, составляющих одно целое.

        Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

        Тестирование – метод получения информации, основанный на выполнении пробных заданий, прохождения испытаний.

        Умение – способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия, на основе приобретенных знаний.

        Учебно-тематический план – это часть образовательной программы, в которой содержится перечень основных разделов и тем, включенных в программу, их распределение по годам обучения, последовательность изучения учебного материала и количество часов на каждый год обучения.

        Форма обучения – построение процесса обучения на учебном занятии (коллективная, групповая, индивидуальная).

        Форма организации обучения – способ организации взаимодействия педагога и ребенка в учебной деятельности (учебное занятие, поход, экскурсия, соревнование, практикум, консультация и т.д.).

        Цель – это заранее осознанный и планируемый результат.

 

 

Использованная литература:

 

 

Кайгородцева  М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта.- Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.

 

Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М .: Школьная Пресса, 2006. – 96 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77).

 

Левина С.А., Суслов Ю.Н., Белоусова Э.Г. Детский творческий центр: организация методической работы. – Волгоград: Учитель, 2008. – 126 с

Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz